Медицинский отдел Казанской епархии РПЦ

Сайт создан по благословению Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия.

Телефон Доверия

8 (843) 253-40-35, понедельник-пятница, с 10.00 до 17.00
8 (843) 253-40-35
  Новости
  Библиотека
  
  
  
  
  
  
  
  
  Медицинский Отдел
  
  
  
  
  Помощь в больницах
  Опыт других Епархий
  
  
  
  
  
  Болезнь и Молитва
  Обзор СМИ

Если вы в больнице...

— Предположим, осмотр у врача показал, что болезнь серьезная и необходимо лечение в стационаре. Многие, готовясь лечь в больницу, первым делом, собирают в сумку все необходимое: кружку, ложку, тапочки и так далее. А с чего советует начинать врач-священник?

— Врач-священник, конечно же, посоветует начать именно с Божьего. Посмотреть, ложась в больницу, есть ли молитвослов для чтения вечерних и утренних молитв. Взять с собой акафист ко святому великомученику целителю Пантелеймону, небольшую иконочку, складень или образок. В маленьких пузырьках — святой елей и святую воду. Потом уже собирать кружку, ложку, тапочки — одно другому не мешает.

— Какие иконы и книги лучше всего взять с собой в больницу?

— Из книг лучше всего с собой взять святое Евангелие, какую-нибудь из святоотеческих книг, которая больше всего в данный момент по душе и которую хотелось бы изучить за время болезни. А из икон лучше взять складенек с изображением Спасителя, Божией Матери, икону своего Ангела-хранителя и тезоименитого святого. Если есть какой-то избранный святой, который покровительствует семье, или роду, или конкретному человеку, то взять с собой и его икону, для того чтобы просить его святых молитв.

— Существует ли какое-либо особенное молитвенное правило для больных людей и, в частности, находящихся на стационарном лечении?

— Особого молитвенного правила не существует. Если у человека есть возможность прочитать утренние и вечерние молитвы в палате или на отделении, то он должен их прочитать. Если состояние здоровья не позволяет, то человек по своей немощи, в зависимости от своего состояния, послеоперационного течения болезни, читает столько молитв, сколько может. Тот, кто не помнит на память, может восполнить чтением Иисусовой молитвы или Богородичного правила.

— Как молиться, если соседи по палате — неверующие люди?

— Когда соседи по палате — неверующие люди или люди других конфессий, лучше всего отойти в уголочек и помолиться про себя, молча, для того, чтобы не вызывать у других людей каких-либо неприятных реакций. Если соседи по палате, хотя даже и неверующие, согласятся послушать молитвы, которые вы читаете утром или вечером, тогда читать молитвы не препятствуется, чтобы благодать Божия вспомоществовала не только вам, но и вашим сострадальцам по болезни.

В случае же, когда люди в палате не переносят молитвы, проявляют агрессивную реакцию, можно выйти или в коридор, или в любое другое место на отделении, укромных уголков достаточно много, и спокойно прочитать молитвенное правило.

— Имеет ли больной по существующему законодательству право пригласить в больницу священника?

— Права граждан Российской Федерации на охрану здоровья определяются соответствующим законодательством. «Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств», — говорится в статье 17 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан».

А статья 30 «Основ» определяет право на «допуск к любому пациенту священнослужителя, а в больничном учреждении — на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения».

То есть, согласно этой статье, каждый человек, исповедующий православную веру, имеет полное право во время, свободное от процедур, диагностических манипуляций, обходов, пригласить священника к себе в палату или в оговоренное с заведующим или с лечащим врачом место для того, чтобы исповедоваться, причаститься Святых Христовых Тайн и собороваться.

Главное, чтобы это не нарушало распорядка больничного учреждения. Закон законом, но надо стараться все делать по согласию, по любви и находить компромисс со своим лечащим врачом и медперсоналом.

— В каких случаях можно вызвать к себе батюшку и как это осуществляется на практике?

— Батюшку в любом стационаре можно вызвать к себе разными способами. Если в больнице имеется домовая церковь, больничный приход, то либо лично, либо через сестру отделения, либо через лечащего врача, либо через сестру милосердия, которая подвизается в этой больнице, можно вызвать священника, который окормляет эту больницу. Как правило, сестры милосердия готовят пациента к крещению, к исповеди, к причащению Святых Христовых Тайн и излагают священнику суть просимого.

Если же больничное учреждение не имеет своей больничной церкви, не окормляется постоянным священником, в этом случае через своих ближайших родственников, с согласия лечащего врача, пациент может вызвать священника из любого близлежащего храма, оповестив его, с какой целью он его вызывает, для совершения какого таинства.

— Каковы особенности причащения в больнице?

— Особенности причащения в больнице определяются степенью тяжести пациента и профилем отделения. Отделения, где необходимо соблюдать особою чистоту, например, хирургические, требуют, чтобы люди, которые будут участвовать в совершении таинства, приглашенный батюшка, соблюдали специальный санитарный режим, имели соответствующую сменную обувь, халаты или, по крайней мере, совершали таинства в облачении по согласованию с медицинским персоналом этого учреждения.

Второй особенностью является степень тяжести состояния пациента. Чем больше степень тяжести, чем более тяжелое заболевание, чем выше утомляемость человека, тем короче совершаемое таинство. Кроме того, совершение таинства в больнице зависит от медицинских процедур. Поэтому в больнице обычно разрешается вкушение пищи в течение дня.

Последний прием пищи пациент по договоренности со священником старается совершить за 4-6 часов до причастия, если для такого поста нет медицинских противопоказаний. При возможности воздержаться от пищи в течение дня, пациент может прибегнуть и к такому длительному воздержанию. Ему следует помнить, что причастие может состояться и во второй половине суток.

Не могут быть причащены больные с наружными свищами гортани, глотки и пищевода; с непроходимостью пищевода; больные, которые идут на неотложное (ургентное) хирургическое вмешательство прямо с улицы; больные с желудочными зондами и с пищеводным кровотечением; нервные больные с ярко выраженной и непроходящей рвотой — то есть при тех заболеваниях, когда наблюдается непрохождение пищи в желудок.

Особенности причащения в домовой больничной церкви заключаются в том, что больным разрешается любая больничная одежда с одним условием: она должна быть благопристойного внешнего вида. Во время службы больные могут в зависимости от тяжести своего заболевания сидеть или лежать на носилках. Но исповедь все равно строго обязательна перед причастием в любых случаях.

Больные по благословению священника могут не находиться в больничном храме до окончания службы по состоянию здоровья, а также в случае совершения медицинских процедур, назначенных им по времени (сеанс физиотерапии, внутривенное вливание, прием лекарств).

В день причастия по возможности следует избегать сеанса «искусственной почки», облучений, капельницы. Причащаться в день желудочного зондирования или фиброгастроскопии категорически нельзя.

Особенности причащения в больнице также могут быть связаны с профилем заболевания. Например, людям незрячим позволяется сидеть во время богослужения.Неслышащим или плохо слышащим целесообразно находиться как можно ближе к алтарю.

Страдающим сахарным диабетом допускается причащаться не натощак, а после приема лекарств или небольшого количества хлеба во избежание развития диабетической комы. Чтобы причаститься натощак, как положено по Уставу Церкви, диабетическим больным следует причащаться за ранней литургией, а после причастия принять лекарство и съесть небольшое количество хлеба. Таким больным следует иметь с собой несколько бутербродов или просто хлеб для вкушения сразу после причастия и запивки, чтобы предотвратить возможный приступ.

При сердечнососудистых заболеваниях больным необходимо применение препарата по схеме и строго по времени с запитием небольшим количеством воды. Если возможно, лучше отказаться от приема лекарств до причастия. Если невозможно — пациент принимает препараты, и это не препятствует причастию.

Больным неврологического профиля можно находиться в том вынужденном положении, в котором они могут, лежа или сидя.

Страдающие заболеваниями желудочно-кишечного тракта, такими как язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки в стадии обострения, если назначено строго почасовое кормление, могут вкушать небольшое количество пищи до причастия.

Инфекционным больным в заразной стадии заболевания нежелательно пребывание в храме, так как это может привести к заражению других людей. Больным следует смиренно и кротко молиться дома по мере своих сил.

Беременным позволительно сидеть во время службы. Им лучше находиться в притворе храма, где больше воздуха, для предотвращения обморочных состояний. Беременным целесообразно причащаться в первую очередь.

— Что такое соборование и проводится ли оно сегодня в больницах?

— Да, таинство соборования проводится сегодня в больницах, как индивидуально, так и в группах, особенно во время Великого Поста. Таинство соборования или, по-другому, елеосвящения, как оно называется в богослужебных книгах, установлено Господом Иисусом Христом. В Евангелии от Марка мы читаем, как апостолы, проповедуя по всей Палестине, мазали больных маслом и исцеляли их.

Наиболее полно сущность этого таинства раскрыта апостолом Иаковом в его Соборном послании:«Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5. 15-15).

Итак, елеосвящение — это таинство исцеления. Но это также и таинство покаяния, потому что во время соборования человеку прощаются грехи, совершенные по неведению, или грехи забвенные — кроме исцеления от болезней елеосвящение дарует нам прощение забытых грехов (но не сокрытых сознательно). По немощи памяти человек может исповедовать не все свои согрешения. Поэтому не стоит и говорить, как велика ценность соборования.

— Возможно ли совершать таинство соборования над человеком, находящимся без сознания?

— Да, можно, но в том случае, если человек до того момента, как потерял сознание, изъявлял желание, чтобы над ним было совершено это таинство. Поэтому священник, приехавший и заставший человека в бессознательном состоянии, без греха для себя может совершить таинство соборования над этим человеком, и оно будет действительно. Так свидетельствуют каноны церкви.

При психическом расстройстве также нет противопоказаний для таинства соборования.

— Объясните, пожалуйста: человек после операции остался жив и в бессознательном состоянии был переведен в реанимацию под искусственные приборы. Считается ли правильным и нужным соборование такого человека? Прощаются ли грехи человеку, если он соборован — и соборован совершенно правильно — но не пришел в сознание и умер?

— Если пациент перед тем, как попал в реанимацию, желал совершения таинства и потом потерял сознание и находился до самой смерти без сознания, проведенное таинство соборования считается действительным, и во время него действительным образом происходит прощение грехов, но лишь забытых или неосознаваемых. Даже если человек не приходит в сознание до самой смерти. В том случае, если человек не изъявлял желания, то проведение таинства соборования будет сомнительным и отпущение грехов не наступит.

— Что бы вы посоветовали людям, попавшим в больницу и желающим впервые очистить свою совесть таинством покаяния?

— Прежде всего, хотелось бы посоветовать не потерять желания очистить свою совесть, очистить свою душу. Второе — воспользоваться для помощи такими простыми книгами, как «В помощь кающемуся» святителя Игнатия Брянчанинова или «Первая исповедь в больнице». И третье — для того, чтобы разобраться, как правильно исповедоваться, как правильно очищать свою душу, можно прибегнуть за помощью к священнику, который окормляет эту больницу, а если поговорить со священником невозможно, к любому верующему человеку, который находится рядом в палате, или сестре милосердия.

— Можно ли в больнице во время Великого Поста вкушать мясо и другие скоромные продукты, если их подают в столовой или приносят в качестве передач?

— Согласно святоотеческому учению, болезнь подается вместо поста. Целью поста является смирение, обуздание, изнеможение тела. Болезнь же сама вменяется в пост. Во время болезни пост человеку послабляется. И сама болезнь, если она переносится с благодарением Богу, скорби, переносимые благодушно, заменяют пост, который бы надлежало совершать человеку.

Поэтому если по медицинским показаниям человеку предписаны мясные продукты или скоромное, они вкушаются во время болезни. Человек, попадая в больницу, должен спокойно вкушать все то, что ему подается, и благодарить Бога за посланную ему болезнь.

Еще о посте в больнице. Часто этот вопрос служит камнем преткновения для христиан, которые не слушают духовника. Происходит это чаще всего от непонимания смысла поста и смысла христианской жизни, который заключается, прежде всего, как учил преподобный Серафим Саровский, в стяжании Духа Святаго.

То есть крест болезни предназначен, в первую очередь, для очищения души, чтобы обогатилась она духом кротости, незлобия, милосердия, любви и духом иных христианских добродетелей. Смыслом же любого поста является не слепое утеснение в пище, а сострадание со Христом и за Христа. Болезнь же заменяет пост, если она переносится с благодарением Богу, то принимается Им равнозначно посту.

Святой Феофан Затворник говорит нам об этом так: «Болезнь есть вразумление нам Божие и служит к преуспеянию, если будем благодарить Бога. Не был ли Иов верным другом Божиим? Но чего не претерпел он, благодаря и благословляя Бога? — И терпение привело его, наконец, к беспримерной славе. Потерпи и ты немного (в болезни), и узришь славу Божию. — А что поститься не можешь, не скорби. Бог ни от кого не требует трудов сверх силы.

К тому же что такое пост, как не наказание тела для того, чтобы усмирить тело здоровое и сделать его немощным для страстей, по слову апостола: егда немоществую, тогда силен есмь. А болезнь более сего наказания и вменяется вместо поста, — и ценится даже более его. Кто переносит ее с терпением, благодаря Бога, тот через терпение получает плод спасения своего. Вместо того чтобы ослаблять силу тела постом, оно уже ослаблено болезнью. Благодари же Бога, что ты освободился от труда поститься. Если и десять раз в день будешь есть, не печалься; ты не будешь осужден за то, так как поступаешь так не в поблажку себе».

Таким образом, самым разумным для болящего будет не свою волю творить, а исполнять заветы святых отцов, наставления своих духовников, и есть все, что дают в больничной столовой и что ему, советуясь с лечащим врачом и медперсоналом, приносят близкие.

— Каким больным и в каких болезнях послабляется пост?

— Послабление поста в различных болезнях совершается на усмотрение духовника.

— Как преодолеть животный страх перед операцией?

— Животный страх перед операцией является реакцией естественной, реакцией самосохранения человека. Поэтому душа каждого человека перед операцией томится и страждет.

Что же требуется от христианина накануне операции? Как уменьшить страх? Все из руки Божией нужно принимать с покорностью и благодарением. Необходимо вспомнить, что без воли Божией даже волос с головы человеческой не может упасть. Для Господа мы живем и умираем. Как же нам быть?

Вначале надо помолиться Господу, чтобы Он благословил операцию, если Ему это угодно; если не угодно, то, чтобы отвел ее или перенес на другое, благое, время, когда операция пройдет без осложнений и послужит во благо, во исцеление, а не во зло, не в погубление. Помолившись так и положившись на волю Божию, далее все следует воспринимать безропотно, ибо нет молитвы, Господом не услышанной.

Вечером, накануне операции, следует помолиться за всех медиков, которые примут участие в ней, анестезиологов, сестер, чтобы Господь содеял их Своими руками, врачующими ваше тело; прочитать вечернее молитвенное правило и лечь спать. С утра прочитать утренние молитвы. И до самого момента операции с утра молиться непрестанными короткими молитвами: «Господи, помилуй! Господи, благослови! Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя, грешнаго!»

— Следует ли снимать с себя крестик на время операции, если на этом настаивает хирург?

— Если хирург настаивает, то постарайтесь убедить его, чтобы он не заставлял вас, как человека православной веры, снимать крестик. Но если вы видите раздражение, если разгорается спор, ссора, скандал, в этом случае лучше снять крестик, или перевесить его на кисть руки или на палец, или попросить, чтобы этот крестик анестезиолог положил рядом с вами во время операции, на анестезиологическом столике.

— Операция — одно из самых неприятных и сильных событий в нашей жизни. Поэтому многих очень волнует вопрос: что должен делать верующий человек до операции, во время нее, если применяется местное обезболивание, и после ее окончания?

— Частично выше уже было сказано, что делать до операции. Как вести себя во время операции? Если операция под местной анестезией, то во время операции следует постоянно молиться про себя краткими молитвами о помиловании Божием. Когда вас привезут в операционную, не надо стесняться наложить на себя крестное знамение, перекрестить операционный стол.

Как же быть с нательным крестиком? Многие анестезиологи (врачи, обеспечивающие наркоз) заставляют снимать крестик. Объясняется это несколькими причинами.

Первая — если анестезиолог — неверующий человек.

Вторая — по чисто медицинским соображениям: в случае непредвиденной ситуации, необходимости реанимации крестик на цепочке не оборвешь, ножницами не перережешь, что создает практические неудобства для осуществления медицинских мероприятий.

Третья — дорогой крестик на цепочке из золота — соблазн для непорядочных людей, а за его пропажу отвечать придется лечащему врачу.

Поэтому на операцию рекомендуется идти с простым крестиком на обыкновенном простом шнурочке. Если не разрешат иметь крестик на шее, то он легко вплетается в волосы или привязывается к кисти или пальцу руки.

Как же молиться? Самое главное — «уйти в наркоз», если это общая анестезия, с Иисусовой молитвой или молитвой «Господи, помилуй» и с молитвенным ходатайством к своему ангелу-хранителю. Известны случаи, когда лица, «уснувшие» без молитв, даже священнического сана, в наркозном сне подвергались нападению нечистой силы. Защищают от всякого рода неприятностей во время наркоза предварительная молитва и крестное знамение.

Какие же первые слова должны быть у пришедшего в себя после операции и общей анестезии? Хвала Богу и благодарение Его за сохранение жизни и за проведенную операцию: «Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!»

Очень хорошо, если родственники прооперированного придут в церковь, помолятся и зажгут свечи благодарения. А оправившись от операции и укрепившись телесно, сам больной может возблагодарить Бога, Матерь Божию и своих небесных покровителей за полученное здоровье.

— Как быть человеку, которому поставили диагноз «рак» и после выписки из больницы отправили к онкологу?

— Прежде всего, я бы посоветовал такому человеку сохранять спокойствие, так как только в 30% случаев злокачественность образования подтверждается в дальнейшем лабораторно. Поставленный в общепрофильной больнице предварительный диагноз в дальнейшем должен быть подтвержден в онкологическом учреждении.

Второй совет, который я хотел бы дать такому человеку: несмотря на прекрасное самочувствие, хорошее состояние, не затягивайте с визитом к онкологу, так как, если действительно имеет место онкологическое заболевание, может быть упущено время, когда возможно такое лечение, которое даже при наличии рака может привести человека к полному выздоровлению.