Медицинский отдел Казанской епархии РПЦ

Сайт создан по благословению Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия.

Телефон Доверия

8 (843) 253-40-35, понедельник-пятница, с 10.00 до 17.00
8 (843) 253-40-35
  Новости
  Библиотека
  
  
  
  
  
  
  
  
  Медицинский Отдел
  
  
  
  
  Помощь в больницах
  Опыт других Епархий
  
  
  
  
  
  Болезнь и Молитва
  Обзор СМИ

Разные вопросы о болезнях, нравственности, молитве.

— Можно ли православной женщине идти на прием к гинекологу-мужчине?

— Можно. Ведь не все гинекологи могут быть женщинами, тем более православными. Поэтому надо исходить из реальной ситуации — кто есть. Кого Бог послал, у того и лечиться.

— Можно ли верующему человеку загорать на пляже?

Если православный христианин, обнажающий свое тело в общественном месте, подает соблазн для окружающих людей, лучше не загорать на пляже, а найти безлюдное место.

— Отец Сергий, из-за хлынувшей в Россию пропаганды, разврата (кинофильмы, телепередачи наподобие «Про это», реклама и тому подобное) многие уже не считают блуд за грех, а некоторые врачи даже рекомендуют его своим пациентам в отдельных случаях как «лекарство»! Не могли бы вы как священник и врач сказать, каковы истинные последствия нарушения седьмой заповеди для души и для тела?

— Да, действительно, случаи, когда врачи советуют своим пациентам завести любовника или любовницу, имеют место. Особенно это связано с гормональными отклонениями, гинекологическими, неврологическими заболеваниями, когда психотерапевты, невропатологи или гинекологи советуют для разрядки или нейтрализации «лишних» гормонов завести себе партнера и интимными отношениями с ним решить свои физиологические проблемы. При этом неверующие, не соблюдающие заповеди Божии, так и поступают.

Расплата за это очень жестокая. Чувство глубокого разочарования, отсутствие решения физиологических проблем, чувство глубокой вины и угрызения совести перед своим мужем или женой и самое страшное — разрушение семейных устоев и семьи, ложь, которая при этом появляется между супругами. Нарушение седьмой заповеди является смертным грехом, поэтому человек умирает, начинает умирать: телом для этой жизни, душой для жизни вечной.

Можно ли заниматься зарядкой, закаливанием?

— Все это можно делать, это никак не противоречит вере человека.

— Как Русская Православная Церковь относится к гомосексуализму и транссексуализму?

— Священное Писание и учение Церкви недвусмысленно осуждают гомосексуальные половые связи, усматривая в них порочное искажение богозданной природы человека.

«Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость» (Лев. 20. 13). Библия повествует о тяжком наказании, которому Бог подверг жителей Содома (Быт. 19. 1-29), по толкованию святых отцов, именно за грех мужеложества.

Апостол Павел, характеризуя нравственное состояние языческого мира, называет гомосексуальные отношения в числе наиболее «постыдных страстей» и «непотребств», оскверняющих человеческое тело: «Женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение» (Рим. 1. 26-27).

«Не обманывайтесь... ни малакии, ни мужеложники... Царства Божия не наследуют», — писал апостол жителям развращенного Коринфа (1Кор. 6. 9-10). Святоотеческое предание столь же ясно и определенно осуждает любые проявления гомосексуализма. «Учение двенадцати апостолов», творения блаженного Августина, каноны святого Иоанна Постника выражают неизменное учение Церкви: гомосексуальные связи греховны и подлежат осуждению.

Вовлеченные в них люди не имеют права состоять в церковном клире (Василия Вел. Пр. 7, Григория Нис. Пр. 4, Иоанна Постн. Пр. 30). Обращаясь к запятнавшим себя грехом содомии, преподобный Максим Грек взывал: «Познайте себя, окаянные, какому скверному наслаждению вы предались!.. Постарайтесь скорее отстать от этого сквернейшего вашего и смраднейшего наслаждения, возненавидеть его, а кто утверждает, что оно невинно, того предайте вечной анафеме, как противника Евангелия Христа Спасителя и развращающего учение оного. Очистите себя искренним покаянием, теплыми слезами и посильною милостынею и чистою молитвою... Возненавидьте от всей души вашей это нечестие, чтобы не быть вам сынами проклятия и вечной пагубы».

Дискуссии о положении так называемых сексуальных меньшинств в современном обществе клонятся к признанию гомосексуализма не половым извращением, но лишь одной из «сексуальных ориентации», имеющих равное право на публичное проявление и уважение. Утверждается также, что гомосексуальное влечение обусловлено индивидуальной природной предрасположенностью.

Православная Церковь исходит из неизменного убеждения, что богоустановленный брачный союз мужчины и женщины не может быть сопоставлен с извращенными проявлениями сексуальности. Она считает гомосексуализм греховным повреждением человеческой природы, которое преодолевается в духовном усилии, ведущем к исцелению и личностному возрастанию человека.

Гомосексуальные устремления, как и другие страсти, терзающие падшего человека, врачуются таинствами, молитвой, постом, покаянием, чтением Священного Писания и святоотеческих творений, а также христианским общением с верующими людьми, готовыми оказать духовную поддержку.

Не отказывая никому в основных правах на жизнь, уважение личного достоинства и участие в общественных делах, Церковь полагает, что лица, пропагандирующие гомосексуальный образ жизни, не должны допускаться к преподавательской, воспитательной и иной работе среди детей и молодежи, а также занимать начальственное положение в армии и исправительных учреждениях.

Порой извращения человеческой сексуальности проявляются в форме болезненного чувства принадлежности к противоположному полу (транссексуализм), результатом чего становится попытка изменения пола. Стремление отказаться от принадлежности к тому полу, который дарован человеку Создателем, может иметь лишь пагубные последствия для дальнейшего развития личности.

«Смена пола» посредством гормонального воздействия и проведения хирургической операции во многих случаях приводит не к разрешению психологических проблем, а к их усугублению, порождая глубокий внутренний кризис. Церковь не может одобрить такого рода «бунт против Творца» и признать действительной искусственно измененную половую принадлежность.

Если «смена пола» произошла с человеком до Крещения, он может быть допущен к этому Таинству, как и любой грешник, но Церковь крестит его как принадлежащего к тому полу, в котором он рожден. Рукоположение такого человека в священный сан и вступление его в церковный брак недопустимо.

От транссексуализма надлежит отличать неправильную идентификацию половой принадлежности в раннем детстве в результате врачебной ошибки, связанной с патологией развития половых признаков. Хирургическая коррекция в данном случае не носит характер изменения пола» (Материалы Архиерейского Собора 2000 года, глава 12, пункт 9).

— Можно ли преподавать валеологию в школе?

— На последних Рождественских международных восьмых чтениях в Москве предмет «валеология» был признан оккультным и было вынесено решение о запрещении преподавания валеологии в школах, как науки, несущей детям оккультные знания и уводящей их от Бога и даже настраивающей их против Него. Поэтому и преподавать, и изучать валеологию далеко не безопасно.

— Есть ли у вас собственные клинические наблюдения за пациентами с извращенной эстетической реакцией?

— Да, такие примеры есть. Как правило, причиной извращенных эстетических реакций были родители, которые сформировали у своих детей отклонение в виде зацикливания или «пунктика», когда неоднократно, в течение многих лет, каждый день повторяли ребенку, что у него неправильное строение или носа, или ушей, или неправильный голос и так далее. И тем самым закрепляли эту аномалию психически и приводили к тому, что, вырастая, этот ребенок, во что бы то ни стало, хотел избавиться от этого уродства или «отклонения», которого на самом деле, возможно, у него и не было.

— Планируется ли освещение работы Общества православных врачей в какой-либо прессе?

— Да, планируется. Работа Общества православных врачей Санкт-Петербурга нашла свое отражение в книге «Церковь. Больница. Больной», планируется третье издание этой книги, где будут использованы материалы моих коллег из Общества православных врачей. Материалы опубликованы на разных конференциях и съездах. О работе Общества, православных врачей можно прочитать в журнале «Мир медицины».

— Что происходит с душой во время клинической смерти?

— Это никому неизвестно. Но душа во время клинической смерти в некоторых случаях отделяется от тела. Об этом свидетельствуют публикации доктора Моуди, например, о том, когда пациенты видели со стороны себя, работу врачей, медперсонала.

— Что происходит во время медитации?

— Опять же скажу, что это неизвестно. Однако душа во время медитации пребывает в теле человека. Ясно одно: происходят физиологические изменения в коре головного мозга, которые подготавливают душу человека к контакту с потусторонним миром.

— Что делать человеку, если для избавления от страданий необходима дорогостоящая операция, на которую нет средств?

— Вопрос достаточно сложный. Существует несколько путей.

Первый из них — обратиться на то предприятие, где человек получил инвалидность или заработал заболевание.
Второй — дать информацию о необходимости проведения операции по радио, на телевидение, в газеты.
Третий путь — собирать милостыню среди знакомых.
Если ни один из этих путей неприемлем для человека — просить у Господа терпения, молиться Ему, терпеливо нести крест болезни. Просить Господа, чтобы Господь разрешил: или послал больницу и хирурга, где можно было бы прооперироваться бесплатно, или же послал бы благодетеля, благотворителя, который бы оплатил операцию. В любом случае требуются смирение, кротость, терпение и упование на волю Божию.

— Ваше отношение к специальности «гинеколог». С одной стороны, работа врача угодна Богу, но с другой, аборты делать нельзя. Где же истина в труде гинеколога?

— Истина в труде гинеколога там, где гинеколог помогает жизни и здоровью женщины. Но там, где он прерывает жизнь, зародившуюся во чреве, — он совершает преступление по отношению к Богу. Поэтому совершение абортов, являющееся тяжелым грехом, — это черная сторона в работе каждого гинеколога, хотя сама специальность является одной из обычных хирургических специальностей.

— Существует ли статистика или хотя бы убедительные примеры из практики, где сравниваются результаты лечения верующих и не верующих в Бога людей?

— К сожалению, таких статистических данных не существует, их было бы очень трудно собрать. Однако как практикующий врач могу отметить, что течение болезни у верующих и неверующих людей разное и что хирургическое и нехирургическое лечение у людей, верующих в Бога, молящихся, кающихся, протекает несравненно лучше, качественнее, чем у людей неверующих. Как правило, послеоперационный период протекает быстрее и само хирургическое вмешательство проходит более благополучно.

— Польза от обращения к Богу во время болезни так очевидна! Что же мешает получать ее людям, находящимся в телесной немощи?

— Мешают, прежде всего, лень и наше предыдущее советское атеистическое воспитание. Хотя должен сказать, что часто именно болезнь, пребывание в больнице, переживание своих и созерцание чужих страданий помогают человеку обратиться к Богу и осознать себя верующим.