Медицинский отдел Казанской епархии РПЦ

Сайт создан по благословению Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия.

Телефон Доверия

8 (843) 253-40-35, понедельник-пятница, с 10.00 до 17.00
8 (843) 253-40-35
  Новости
  Библиотека
  
  
  
  
  
  
  
  
  Медицинский Отдел
  
  
  
  
  Помощь в больницах
  Опыт других Епархий
  
  
  
  
  
  Болезнь и Молитва
  Обзор СМИ

О Православном духовном врачевании

«Некоторые размышления о православном духовном врачевании»

Доклад Ю.Ф. Соколова, руководителя центра православного
врачевания санатория "Ставрополье" г. Ессентуки.

"Всякий, рожденный от Бога, побеждает мир" (1 Иоан. 5, 4 )

"Соборность означает сочетание свободы и единства многих
людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным
ценностям".

Н.О. Лосский

Трагический XX век показал нам, что обезбоженный ум утрачивает способность отличать истину от лжи, добро от зла, пользу от вреда. История учит – кто стреляет в святое прошлое из пистолета, тот ответно получает выстрел из пушки. Подлинной первопричиной сегодняшней национально-государственной катастрофы в России является отречение народа от Веры, православных Святынь.

Ничего случайного в мире не происходит. Российское государственное здравоохранение ввергнуто в глубочайший кризис. В системе чужеродной нам по духу "страховой медицины" дорогостоящая медикаментозная манипуляционно-технологическая терапия доступна лишь узкому кругу "новой элиты". Навязываемое нам рыночное здравоохранение является орудием геноцида тысячелетней православной, славянской цивилизации.

С помощью общечеловеческих гуманистических прозападных ценностей сокрушается мораль, нравственность, патриотический дух нашего народа. Для большинства россиян, униженных нищетой, единственным вариантом выживания, а также и спасения бессмертной души, является обращение к мудрости и искусству православной благовествующей медицины.

 Первоочередная задача православных христиан на поприще здравоохранения – сосредоточить свои усилия на искоренении иллюзии, что без обращения к традиционному православному врачеванию можно возродить нацию. Наш священный долг состоит в том, чтобы добиться осознания обществом аксиомы – без душеспасительной православной медицины, выстроенной на святоотеческом жертвенном аскетизме, Россия не сможет осуществить свою промыслительную историческую миссию.

Физическое и духовное возрождение нации станет достижимой реальностью, если народ проникнется осознанием, что наша истинная Родина – Святая Русь – была сотворена в целях осуществления Божественного замысла о воплощении Богооткровенной Любви, Красоты и Евангельского Добра. Любая жертвенность с позиции близорукого обывательского "здравого смысла" нелепа, бессмысленна, просто бесполезна. Однако, вот уже 1000 лет Россия живет и держится во враждебном окружении подвигами своих святых.

Классическим образцом покаянной жертвенности, подвижнического профессионального служения своему народу являются безымянные праведники русской земской медицины. Одним из них был гениальный «университетский человек», истинный русский интеллигент, врач Антон Павлович Чехов. Научно-академическая медицина легкомысленно игнорирует духовную природу человека, духовные первопричины и смыслы душевных и телесных заболеваний.

Благочестивый человек твердо знает, что, если Промыслом Божиим не положено ему страдать, то даже прием смертельных доз яда или запредельное радиационное облучение не принесет его организму ни малейшего вреда. Он не сомневается, что очень многое недоступно человеку, но нет невозможного для Бога. Православная церковно-монастырская медицина в большинстве случаев расценивает возникновение заболевания как одну из форм наказания за личные или семейные грехи, являющихся логическим следствием первородного грехопадения.

Недаром в народе говорят: "Не греши, не заболеешь". Болезнь – следствие греха, вины. Недуг – наглядное доказательство того, что "победителей" неотвратимо судят. Одних священный Божий гнев карает уже в этой земной жизни, других – справедливое возмездие настигает в потустороннем мире. Болезнь нам даруется как побуждение к пониманию Воли Божией. "Кроткое сердце – жизнь для тела, а зависть – гниль для костей" (Притч. 14, 30).

Под душевной болезнью следует понимать полифоническое нарушение психической сферы, в основе которого лежит органическое повреждение нервной системы. Только через обретение понимания приоритетности подлинно вечных ценностей, постижения истинного смысла своего пребывания на земле восстанавливается гармония взаимодействия между органами и частями тела, присущая праведным и чистым душам, благодатная связь бренного тела с духовным миром.

По мирской логике горе – это, действительно, чаще всего справедливое, должное воздаяние, которое следует покаянно, со смирением переносить. В православном измерении попущенные страдания следует расценивать свидетельством того, что болящего посетил Бог и ему милосердно предоставляется еще один шанс, возможно последний, к спасению души для Вечности посредством самопожертвованного творения добрых деяний.

Наказуя грешного, Господь просвещает его, наставляет в том, что недопустимо совершать поступки, противоречащие христианским заповедям и нравственному закону совести, формирует глубинную потребность жить в гармонии с чистой совестью. В исключительных случаях встречаются "болезни" от Бога, которые даруются избранным душам, как средство для обретения высшей мудрости и святости.

Для христианина очень важно никогда не забывать, что в тварном мире за всем стоит Господь, и без Его Воли ничего не случается. Такое миропонимание позволяет воспринимать самую страшную трагедию, как милосердие Божие, достойно и благородно встречать любые превратности судьбы. Святитель Иоанн Златоуст учит: "Кто терпит болезни и благодарит, тот мученический венец получает".

В соответствии со своим христианским мировосприятием великих святые и подвижники при возникновении заболевания не стремились к активному лечению. Более того, как свидетельствует вся история христианства, они часто молитвенно просили Бога о сохранении недуга, так как боялись, что по выздоровлении может усилиться опасность вновь впасть в какой-либо грех. Духоносные учителя предоставляли обычно свою болезнь Богу и просили у Него терпения, а не исцеления.

Люди святой жизни, отказываясь от врачевания своих недугов и немощей, получали за безгрешное мученичество и смирение "великие венцы Жизни Вечной". Однако, подобного сподобляются очень немногие. Как правило, в старости много неудобств и страданий доставляет изношенное тело, особенно тем, в ком живет лукавый, гордый дух. Обыкновенным смертным при возникновении болезней попущено получать от Бога заботу через профессиональных врачей.

Любая профессия не дается человеку случайно. Тем более, врачебное делание. Им должны заниматься люди, промыслительно предназначенные к этому самим Господом. Испокон веков на Руси знали, что причастность к медицинскому сословию не может быть следствием субъективного выбора человека, а даруется Господом, обязывает его к бескорыстному самопожертвенному служению людям.

Исполнение врачебного долга – это не просто одна из бесчисленных форм зарабатывания средств к существованию. Это избранничество на особую миссию: сеять милосердие и любовь среди страждущих и больных. Врач по призванию одарен обычно врожденным иммунитетом против низких, бесчестных, меркан- тильных чувств, помыслов, дел; он должен являть собой столпом благородства, человеколюбия, праведности.

В России это воплощали в себе такие великие хирурги как святитель Лука (Войно-Ясенецкий), Николай Иванович Пирогов и другие. Типичной ошибкой массового, падшего сознания является представление, что излечивает врачебное искусство, а не Божия Воля. Первоочередная задача учебного процесса по обретению врачебной специальности – не мешать формированию всестороннего, глубинного, христианского мировоззрения.

Главным отличительным качеством духовно зрелых врачей является способность видеть в своих пациентах "братьев во Христе". Как сказано по этому поводу в Библии, "они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни" (Сирах. 31, 14). Но случается, что благодать по промыслу Божию может действовать через недостойные руки.

Подобное чудо случается, когда сам больной и его близкие усиленно молятся о безбожном, коммерциализированном человеке в белом халате. И в этом случае порой происходит благополучное исцеление страждущего. Верующие врачи твердо знают, что лечит Бог. "Мы только руки на вас возлагаем...., исцеление производит сила Христова..., как уверуешь в Единого Истинного Господа, тотчас и выздоровеешь".

Врач-бессеребренник, беззаветно пекущийся о своих пациентах, получает награду от Бога не столько на земле, сколько в вечной жизни. Подобной судьбы удостаиваются чистые, благородные сердца, живущие по церковному уставу, питающиеся Таинствами Святой Церкви. Предписывая пациентам жить по заповедям Евангелия и Церковного Предания, врачу не следует без особой нужды чрезмерными требованиями обременять малодушных больных в отношении постов, целомудрия, иных канонов православного образа жизни.Если в душе несчастного отсутствуют необходимые внутренние и внешние условия для исполнения заповедей Божиих, то стремящиеся к спасению пусть делают то, что для них сегодня возможно.

Православный врач – это не просто ученый, высококвалифицированный ремесленник, а богословски образованный, благочестивый муж, мыслитель, богослов, учитель, миссионер, который лечит прежде всего не медикаментами и ножом, а своим благородным сердцем и возвышенным, одухотворенным разумом, руководствуясь принципом: "Здоровый дух рождает здоровую, благодатную душу, совершенное тело."

Духовное врачевание исцеляет посредством освобождения человека от рабства греха, строительства души и человеческой совести на непреходящих идеалах святоотеческого нравственного богословия, раскрытия потенциальных духовных дарований через богословское осмысление жизни, творение добра и искоренение зла как в собственной душе, так и во внешнем окружении.

Православная терапия должна начинаться с формирования в сознании страждущего мысли о том, что расцерковленная, секулярная, страстная душа неотвратимо обречена на болезни. Обращение к опыту церковно-монастырской медицины – это не отступление в "варварскую дикость", как утверждает некоторые противники Православия, а является мудрым возвращением к корневым первоосновам русского бытия.

Специфика современной научно-информационной, технологической цивилизации требует, чтобы мы в своих действиях, в первую очередь, думали: «Не принесет ли наша близорукая непродуманная активность больше зла, чем добра?» Любое начинание, и, в первую очередь, медицинскую практику, следует подвергать богословскому осмыслению. При разработке теории и практики инновационной душеспасительной медицины необходимо давать своей совести предельно честный ответ: "Есть ли Божия Воля на осуществление задуманного?"

Православный народ, и, в первую очередь, медицинское сословие, должно осознавать, что русская церковно-монастырская медицина является органической частью Священного Предания. На современных православных врачей возложена духовно-историческая миссия подвижнически трудиться на поприще сотворения национального душеспасительного здравоохранения на уровне богословской зрелости, позволяющей ему быть составляющим сегментом той миссии, которую возложила на себя Церковь сегодня.

В настоящее время серьезное заболевание одного из домочадцев для бюджета средней семьи эквивалентно перенесению стихийного бедствия. Главнейшей проблемой развития национального здравоохранения в XXI веке является разработка методологии и методов, технологических механизмов терапии и реабилитации с точки зрения добра и зла, пользы и вреда.

Создание в современной российской системе здравоохранения духовно-нравственного направления, стратегически нацеленного на спасение страждущих для Жизни Вечной, по существу представляет процесс не механической реставрации, а творческой реконструкции отечественной традиционной церковно-монастырской медицины с учетом особенностей современного развития общества. Великим грехом медицинского сословия будет, если мы по своей лености не сможем остановить дальнейшее катастрофическое ухудшение здоровья нации и вырождение России.

Посредством возрождения православного врачевания на должном богословском и профессионально- технологическом уровне мы обязаны ослабить "удавку" фармацевтической зависимости России от высокоразвитых стран, освоить вновь забытую святоотеческую мудрость исцеляться за счет внутренних, благодатных ресурсов души. Однако, для овладения наукой и искусством православного врачевания требуется не просто светлая голова и умелые руки, но любящее, шедрое, бескорыстное, чистое сердце.

Создание системы душеспасительного врачевания и исцеления явится достойным вкладом медицинского сословия в святое дело обеспечения духовной независимости и безопасности России в XXI веке. Укрепленной в вере душе легче преодолевать тяготы жизни, вести достойную, нравственную жизнь, оздоравливать душу и тело, исполнять свой патриотический долг. Будущее нашего Отечества зависит от того, сможет ли духовная и светская власть возродить в простых людях дух национального достоинства и чести, самоуважения к своему историческому прошлому.

Православное врачевание – высокоэффективный инструмент воспитания личной ответственности за судьбу своего народа перед Богом. Пора нам, призванным Богом к врачебному делу, осознать, что преступно позволять умирать своим соотечественникам без покаяния и причастия. Православная духовная медицина должна быть выстроена на столь зрелом, совершен-ном, святоотеческо-богословском уровне, чтобы она по своему содержанию и качеству, по праву, могла бы быть частью современного церковного миссионерского служения, могучим всепобеждающим оружием против "духовной чумы", сектанства, неоязыческих ересей, сатанинского зла.

Первоочередная задача духовного просвещения – возвысить медицинских работников до уровня зрелых компетентных православных миссионеров. В последние годы нашу страну преследуют эпидемия различных катастроф и несчастий, в том числе резко увеличилось число страдающих всевозможными разновидностями "оккультных болезней". Суть оккультизма состоит в признании существования скрытых сил в человеке и космосе, недоступных для обычного человеческого опыта и открывающихся лишь "избранным", прошедшим особое "посвящение" после прохождения специальных курсов психофизической тренировки.

Цель ритуала языческих инициаций – "достижение высших ступеней сознания". Демоническому искусству оккультно-магического целительства обучают на семинарах во "вселенских академиях" саентологов, мунистов, ведантистов и прочего чужебесия. "Духовно-наперсточная" практика восточных медитаций, кодирования, парапсихологии, в действительности, является "отмычкой" к вскрытию сокровенных механизмов подсознания, подавления воли человека, превращения личности в биологическую марионетку в чужих, лукавых руках.

Еще десять лет назад обращение к целителям и альтернативной медицине было дорогостоящим капризом, экзотической модой для обывателя, стремящегося пощекотать нервы острыми мистико- метафизическими ощущениями посредством новомодных бредней эзотерической практики В настоящее время более 40% россиян, лишенных возможности есть хлеб досыта, оплачивать коммунальные услуги, совершенно недоступно лечение дорогостоящими лекарствами и манипулятивно-технологичекими методами фактически платной медицины.

Недоступность для большинства народа лечение в научно- академических медицинских учреждениях обязывает православное духовенство и патриотически настроенных врачей сконцентрировать свои усилия на возрождении и совершенствовании богомудрой православной церковно-монастырской медицины, как основы малозатратной маломедикаментозной системы здравоохранения, основанной на использовании церковных лекарств душеспасительного православного врачевания.

 Святой прав. Иоанн Кронштадтский – величайший чудотворец и целитель России конца XIX – начала XX веков, считал, что врачебное искусство даровано Господом в помощь страждущему человечеству, но медицинскую помощь следует принимать после принятия Животворящих Христовых Таинств и как в дополнение к духовно-врачебному лечению. В России христианин, прежде чем идти на прием к врачу, всегда испрашивал прежде благословения у своего духовного пастыря.

Возможно, успешное преодоление постсоветского смутного времени в немалой степени будет зависеть от способности русского народа понять нравственно-назидательный смысл страданий и болезни. Церковь учит, что храм – это духовная лечебница, где исцеляются покаянием, причащением святых Тайн – Тела и Крови Христа, Словом Божиим, наставлением и утешением духовных отцов.

Это общая купель для очищения и возрождения человеческой души, которая освящается и оживотворяется Духом Святым через крещение, миропомазание, другие таинства и богослужение. Выздоровление здесь осуществляется часто через постижение промыслительной Воли Творца и исполнение Его замысла. Все прославленные Церковью святые, в том числе святые патриархи, пророки, апостолы, святители, мученики, преподобные, бессребреники, Христа ради юродивые, будучи уже членами Церкви Небесной, тем не менее имеют тесную связь с живущими на земле. Они помогают нам своим предстательством и молитвами перед Богом.

Подлинно верующие люди знают, что в нужный момент Небесная Церковь приходит на помощь членам Церкви земной. Поэтому истинные христиане с мудрым спокойствием и достоинством воспринимают любые перипетии судьбы. Одухотворенные сердца, устремленные к высшим сферам бытия, просто не замечают мелочей материальной неустроенности, суеты и пустяков обывательской жизни, что позволяет им сохранять душевную гармонию, внутреннее равновесие в любых, даже чрезвычайных обстоятельствах.

Священническое служение – величайшее после царского служения Творцу, которого может сподобиться человек в земной жизни. Благодатью священства православному пастырю дан дар возвышать человека до Небес. Пастырь призван твердо вести вверенную его духовному попечению паству к правде и благочестию. Причащение Святых Тайн спасительно для больных. Нередко одного причащения бывает достаточно для полного исцеления умирающих, от которых отказалась научная медицина.

Пораженный недугом организм жаждет Тела и Крови Христовых и по принятии их подчас чудотворно исцеляется. Причастие – самое главное врачевство, которое должно принимать прежде всякого лекарства. Однако, ввиду почти поголовного духовного невежества, атеистического или полуязыческого образования, сегодня далеко не все даже среди верующих людей во всей полноте осознает всемогущество благодатной силы причастия Святых Тайн, не говоря уже об обладании истинным знанием о целительной силе антидора, артоса, просфоры, святой воды, а также церковного молебна о здравии, молитвенного обращения к святым, имеющим особую благодатную силу помогать при отдельных болезнях, паломничества к христианским святыням.

Великие страдания и несчастья сегодняшнего поколения русских людей обусловлены утратой христианского понимания сущности и предназначения болезни. Борьба с любыми недугами должна выстраиваться на фундаменте оглашения и миссионерского духовного просвещения самих больных, их родных и близких. Каждый православный человек обязан твердо знать, что большинство заболеваний является свидетельством духовной поврежденности, справедливого наказания за содеянные грехи, призванного обращать заблудших людей к Богу.

Любое лечение должно идти по схеме сверху вниз – духовное, душевное, телесное. При любом заболевании первым и основным методом лечения должна быть молитва. Для этого надо оставить всякую суету, подойти к иконе и в отрешении погрузиться в молитву. Родители должны понимать, что болезнь ребенка – лишь свидетельство набора "критической массы" семейных грехов и говорит о том, что настало время для семейного покаяния, немедленного причащения больного дитя.

Родители должны использовать в полном объеме весь арсенал церковного врачевства: подать записку о здравии за ребенка на литургии в Храме, заказать молебен, а еще лучше сорокоуст о здравии, понуждать его вкушать просфоры натощак, зaпивaя святой водой, поить как можно чаще его освященной водой, совершать этой водой омовение его головы, лица, глаз, всего тела; святой водой окроплять его одежду, вещи, все жилище. Важно в этом случае применять елеопомазание, соборование, почаще прикладываться к освященным предметам, читать духовные книги всей семьей, особенно Евангелие.

Необходимо выработать понимание, что болезнь посылается свыше во благо, а не как заслуженное справедливое возмездие. Болезнь – посещение Божие. Как говорят в народе: «Тело болит, а душа лечится». Благочестивые духовно зрелые христиане осознают, что страдания детей, любого члена семьи – это особое состояние для всех домочадцев, когда каждый родственник, особенно родители должны предельно мобилизоваться и духовно откликнуться на страдания близких людей: покаяться в грехах, отказаться от телевизора и развлечении, начать самозабвенной молитвой просить исцеления для больных родных, а то и взять на себя посильные для исполнения обеты перед Богом.

Болезнь должна сплотить семью в единое целое, превратить ее в домашнюю "малую Церковь". Болезнь родных – это не просто великая неприятность, а духовное испытание и школа для всех. Среди фарисействующих неофитов часто встречаются заблуждения. Порой они пытаются механически переносить устав монашеского, подвижнического служения на обыкновенных мирян. Новообращающаяся интеллигенция, не пройдя элементарного воцерковления и пребывая в состоянии истерической экзальтации, берется за изучение таких сложных книг как «Добротолюбие», благодатная мудрость которой предназначается Отцами Церкви для духовно зрелых христиан, ставших, как правило, на путь монашеского аскетизма.

Не надо забывать, что только избранникам Божиим, достигшим горних высот, удается порой исцеляться стяжанием благодати Святого Духа через покаяние и причастие Святых Тайн. Что касается обычных верующих людей, то им не по силам спасаться от болезней посредством обращения к одним лишь духовно-церковным средствам, не прибегая к помощи современной научной медицины.

Сегодня многие категорически не признают благодатных возможностей православного медицинского врачевания, фактически отвергая многочисленные факты чудотворения, совершенных Божиими угодниками во время их земной жизни. Между тем, подлинное лечение падшего человеческого естества возможно только силами Святого Духа, благодатной силы церковных Таинств, посредством богословского осмысления литургически- евхаристической жизни, сознательной богослужебной практики.

Первоосновой православного врачевания является постоянная борьба с грехом в собственном сердце, непрестанное духовное развитие души, раскрытие в себе образа Божия, уподобление Христу. В Православии врачевание и выздоровление как физическое, так и духовное достигается через Богообращение и Богопознание, через покаяние как обновление и изменение всего образа жизни, через формирование в душе приоритетов духовного и нравственного начала над материальным, путем постепенного освоение традиционного уклада жизни в соответствии с годовым церковным календарем.

Личностный кризис в форме болезни создает благоприятные условия для обращения грешной души к Богу, содействует пробуждению благодатной совести. Испокон веков на Руси духовное врачевание было способом воцерковления самого страждущего, его семьи, ближайшего окружения. В нем органически переплетались учительство с целительством. В этом смысле душеспасительное врачевание выступает, как конкретная форма евангелической проповеди и апостольского делания.

Стратегической задачей духовного просвещения среди православных врачей является поднятие их до уровня православных миссионеров. Мы живем в годы лихолетия. В этих условиях число больных резко увеличивается год от года. Будет великим грехом для верующего христианина в белом халате не использовать душевно- телесный кризис, который переживают больные в форме недуга для возвращения этих несчастных людей к православной вере, к духовной жизни. Именно во время болезней и страданий прозревает наша душа; в ней раскрывается и обостряется способность к восприятию божественной мудрости Священного Писания и Предания.

Современная цивилизация формируется и развивается на антитрадиционной и по существу антихристианской основе. В ее основании лежит новая, неоязыческая религии, вера в безмерные человеческие возможности (гуманизм), абсолютную ценность земного, материального бытия (материализм), благотворности насилия и зла в человеческой истории (сатанизм). При этом широко используются основные принципы масонской антирелигии: безбожие - демократия - космополитизм. Все это порождает люмпенизацию и моральное одичание людей, веру во вседозволенность.

Сегодня на трагическом изломе второго "смутного времени" Россия нуждается не только в своих праведниках и молитвенниках, но и в благочестивых врачах подвижника, сочетающих в своей деятельности профессиональное мастерство с богословски грамотной миссионерской проповедью. Важным элементом православного духовного врачевания является высококачественное, богословски зрелое оглашение и катехизация пациентов, что требует от врача должной миссионерской подготовки и компетентности.

Базовой проблемой терапевтического процесса должно быть обучение мудрости того, как следует страждущему вести себя в состоянии болезни. Конечно, трудно измученному недугом больному переносить боль, уколы, принимать неприятные лекарства, соблюдать опостылевшую диету, кротко и смиренно исполнять все советы врача и его помощников. Первоочередной задачей православных врачей является помочь больному осознать, что любое лечение должно начинаться с молитвенно-покаянного обращения к Божией помощи.

Наилучшие результаты такое лечение приносит благочестивым людям, которые не паникуют при заболевании, не суетятся, а погружаются в очищающий процесс осмысления прожитого, богомысленное постижение смысла собственной жизни. Именно в момент серьезного потрясения души кризисом болезни с человеком часто происходит чудо духовно-религиозного, мировоззренческого прозрения.

Как важно в этот момент православному врачу вывести человека из состояния окамененного духовного нечуствия, направить сердце, ум и душу больного в лоно Православной веры, постараться убедить его в том, что для исцеления необходимо установить молитвенный диалог с Богом, побудить больного к участию в литургическом богослужении в больничном храме, в церковных Таинствах исповеди и причащения, призвать осваивать основы православного образа жизни: а именно, жить по евангельским заповедям, законам совести и нравственности.

В том и состоит суть православной медицины, что она восстанавливает связи страждущей личности с Богом, являющейся основой человеческого существования. Время болезни – чрезвычайно важный этап в жизни человека, когда ему следует серьезно задуматься над прожитой жизнью. Тяжелый недуг – это переживания на краю бездны, дающие прозрение человеку о том, что всю оставшуюся жизнь он должно щедро, на пределе возможного творить Добро.

Подлинное спасительное исцеление происходит через воссоединение личности с Богом, посредством действия благодатных духовных сил. Атеистическая, а по существу богоборческая медицина отрицает небесное происхождении и вечность человеческой души, духовные причины и смыслы болезней, православную медицину. В то же время катастрофическое состояние современного либерально- рыночного здравоохранения в нашей стране свидетельствует, что без Бога нашу медицину неотвратимо ожидает участь Вавилонской башни.

Священный, гражданско-патриотический долг медицинского сословия – всецело отдаться самоотверженному служению Господу Иисусу Христу, стараться безукоризненно исполнять свой профессиональный и христианский долга, постоянно помня о том, что «Бог есть любовь» (1.Ин. 4,8). Духовное лечение осуществляется через отвержение и преодоле-ние иллюзий обывательского конформистского, своекорыстного «здравого смысла», посредством непрестанного труда по воскрешению образa Божия в человеческой душе.

Настоящее состояние экономики России свидетельствует, что в ближайшее десяти-летие оснастить и обеспечить российское здравоохранение медикаментами, необходимым материально- технологическим обеспечением на уровне международных стандартов не представляется возможным из-за катастрофического обнищания государства. В этих условиях у нас, досточтимые коллеги, просто нет иного пути для исполнения «клятвы Гиппократа», как обращение к опыту православного духовного врачевания.

В начале ХХ века было принято решение о развитии региона Кавказских Минеральных Вод, как альтернативы престижным курортам Европы. Это решение было продиктовано, в первую очередь, стремлением сохранить национальную валюту, не допустить ее вывоз за границу. В области христианского социального служения нам, жителям Кавминвод, следует сосредоточить усилия на стратегическом направлении по созданию лечебно-реабилитационных центров, как важного звена в становлении православной системы здравоохранения. Это будет содействовать преображению и самих Кавказских Минеральных Вод.

В этих реабилитационных центрах мы обязаны заниматься не только лечением, но и помогать неверующим и маловерующим людям обрести истинную веру, понять, что судьба каждого человека находится в руках всеведущего и всесильного Бога. После прохождения курса лечения в православном санатории люди должны обрести дар во всем доверяться Высшей Воле, молитвенно просить Господа о помощи, чтобы Он воздвиг Покров Божий над нашими родными и близкими, воскресил в наших душах честь и совесть, любовь к родной Отчизне и Русской Православной Церкви, чтобы идеалом в жизни в нашей стране опять стала Святая Русь.

В канун 200-летнего юбилея Кавказских Минеральных Вод – главной общероссийской здравницы нашей страны – одной из главных первоочередных задач для Общества православных врачей Ставропольской епархии является создание первой православной курортной здравницы на базе санатория "Ставрополье" г. Ессентуки. В перспективе этот поисково-экспериментальный опыт мог бы стать достоянием и других санаториев Ставрополья и в целом способствовать возвышению Кавказских Минеральных Вод до статуса общероссийского православного курорта.

Очень хотелось бы верить, в ХХ1 веке православное духовное врачевание займет должное место и станет важным фактором в арсенале санаторно-реабилитационной комплексной программы здравниц Кавминвод. Еще в марте 1996 года было заключено соглашение о сотрудничестве между Министерством здравоохранения, медицинской промышленностью и Московской Патриархией в целях возрождения традиционной, православной духовной медицины.

Я считаю, что пробил час, когда мы должны приступить к практическому созиданию системы православного здравоохранения в России. Пусть ниспошлет Милость Божия всем нам богооткровенную мудрость, душевные и телесные силы для верного служения Отечеству, устроения общецерковного центра православного санаторно-курортного врачевания в богоспасаемом граде Ессентуки.

по материалам мед. секции Феодосиевских образовательных чтений

Ессентуки 2000 г