Медицинский отдел Казанской епархии РПЦ

Сайт создан по благословению Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия.

Телефон Доверия

8 (843) 253-40-35, понедельник-пятница, с 10.00 до 17.00
8 (843) 253-40-35
  Новости
  Библиотека
  
  
  
  
  
  
  
  
  Медицинский Отдел
  
  
  
  
  Помощь в больницах
  Опыт других Епархий
  
  
  
  
  
  Болезнь и Молитва
  Обзор СМИ

Возрождение Православной медицины — дело общее.

Профессор, доктор медицинских наук, зав. кафедрой педагогики и психологии УГМА, священник Свято- Троицкого Архиерейского подворья г. Екатеринбурга Сергий ВОГУЛКИН

История возникновения и развития медицины в человеческом обществе тесно связана с историей религии. Как культура не отделима от религии, так и наука, в частности медицина, тоже имеет своим источником религию. Православная медицина имеет в России почти тысячелетнюю историю. Православный взгляд на болезнь хорошо известен нам из учения Святых Отцов Церкви. Святые Отцы полагали, что болезни и скорби могут послужить духовному возрастанию человека, помочь ему приблизиться к Богу.

С православной точки зрения болезнь является нормой земной жизни, поскольку в грехопадении прародителей Адама и Евы человеческая плоть изменила свои качества — стала немощной, склонной к болезням и старости, смерти и тлению. Болезнь — закономерное явление еще и потому, что человек вольно или невольно впадает в грехи, которые также ведут к болезням. Безусловно, что некоторые болезни бывают от беспечности человеческой: чревоугодие, пьянство и бездействие.

«Болезни вместо епитимий идут, терпите благодушно: они будут как мыло у прачек» — говорил святой Феофан Затворник Преподобный Иоанн Лествичник писал, что «болезни посылаются для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение». Таким образом, святые отцы не считали болезнь местью за грехи, а только средством исправления грехов. Православное понимание болезни шире узкого медицинского, понимающего болезнь, как только телесное страдание.

Ученые-медики прекрасно знают, что более половины всех нарушений в организме, развивающихся при болезненном состоянии тела имеют «функциональную» природу, т. е. связаны с нарушением душевного и духовного гомеостазиса больного. Недаром считается, что если боль тела «доказывает» его существование, то «душевная боль», переживаемая человеком неопровержимо доказывает существование души.

Логичная связь исцеления духовного и телесного была нарушена семь десятилетий назад. Ведь как ранее рассматривался долг врача? Приводить больного телесно к здоровью духовному, а потом уже к телесному здоровью. Основой медицинской деятельности было христианское милосердие, недаром считалось, что все от Бога и врач от Бога. И не только врач, но и сестры милосердия.

Елеосвящение, соборование, молитва об излечении недугов, действий лекарств, молебны о здравии, использование святой воды, принятие Священных Даров, все это было в арсенале православной медицины. Не следует забывать, что несомненные успехи делала в свое время и святоотеческая психология. Телесная болезнь и страдания болящего, без сомнения находятся в тесной связи с состоянием его духа и души. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) пишет: «Психотерапия, состоящая в словесном, вернее, духовном воздействии врача на больного — общепризнанный, часто дающий прекрасные результаты метод лечения многих болезней».

Именно в христианстве можно найти единение религии и медицины, т.е. и та, и другая тело ценят как святость, целостность с душой, рассматривая плоть и тело как разные понятия, а под плотью понимая плотские помыслы души, при святости тела. Что же случилось с нами? Для современного здравоохранения характерно отчуждение врача от больного: кроме барьера бумажек, существующего давно, воздвигается еще один барьер — всевозможной аппаратуры, которая пока что притупляет интуицию врача, а врачебное искусство превращает в ремесло.

На сегодня научная медицина в целом не противоречит христианской нравственности, поэтому нет никаких оснований отказываться от возможностей науки. Для врачевания болезней с успехом могут применяться и методы народной медицины. Может быть использован и опыт, накопленный различными, в том числе и восточными, народами, но он компрометируется, если его начинают связывать с философскими и псевдонаучными представлениями, производными от различных восточных, языческих или нехристианских верований. Этого нельзя допустить.

Православная доктрина отечественной медицины должна быть неизменной, несмотря на все попытки западных и восточных «целителей» использовать наши сегодняшние трудности, нашу бедность и духовную растерянность для насаждения своего взгляда на болезни тела, души и духа. Православная Церковь всегда была опорой отечественной медицины, подкрепляя ее усилия своим духовным окормлением, давая больным чудесные исцеления, останавливая народные бедствия в том числе и эпидемии, давая надежду и силу в борьбе с недугами и больным, и медицинским работникам.

Характерно и появление различных экстрасенсов — людей часто душевно больных, шарлатанов или тех, кто только по названию относит себя к христианам и поддерживает в больном суеверие, приносящее ему огромный вред, несмотря на временное улучшение состояния, ибо по словам Иоанна Златоуста «кто ходил к волхвам... сам себя лишил помощи Божией, пренебрег ею и поставил себя вне промысла...»

Псевдонаучное целительство обращено всегда к духу лжи, т. е. противнику Бога, является тяжелым преступлением заповедей, грехом и усугубляет болезнь, а может привести к тяжелым душевным страданиям или ее запущенности, когда врачебная помощь уже неэффективна. Однако, и методы научной медицины, особенно вновь применяемые в практике, а также цели обращения к ним, требуют внимания и нравственной оценки как со стороны медицинских работников, так и со стороны больных.

Свойства лекарств могут быть сильно преувеличенными или несуществующими, а некоторые приемы лечения — безнравственными. Особой болезнью даже и с медицинской точки зрения является старость, как процесс постепенного физического одряхления человека с общим ослаблением всех телесных функций. Часто в этом состоянии выявляются особым образом свойства личности (души и духа человека), которые могут в противоположность физической дряхлости иметь необыкновенную силу, привлекательность и красоту: перед нами не старик, а старец, вызывающий благочестивые чувства.

Благообразие, однако, не приходит само, а является следствием их трудов и терпеливо понесенных болезней, твердой веры, которая редка сейчас и среди пожилых людей и стариков. Стремление выздороветь должно включать духовный подвиг-молитву, пост (немало болезней, особенно в хирургии лечатся ограничением тех или иных видов пищи или даже голодом), а также отношение болящего к Таинствам Исповеди, Елеосвящения, Причащения Тела и Крови Христовых.

Некоторые больные этим и ограничивают свое желание поправить здоровье, отказываясь от врачебной помощи, полагаясь во всем на волю Божию. Такое решение, если оно принято без ведома духовника, является греховным, так как в отношении себя мы не всегда правильно понимаем волю Божию. Кроме того, существованием врачей и методов врачевания уже обозначена воля Божия: «Дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен» (Сир. 38, 12). И так лечиться необходимо, важнее другое — как и у кого.

Больной, призванный к подвигу терпения и смирения, сейчас почти не получает духовной поддержки. Слово как лечебный фактор постепенно исчезает из арсенала медицинского работника, у которого обычно «нет времени» разговаривать с больным, а ведь ранее кроме слова соболезнования, утешения и надежды, в арсенал лечебной входили и Таинства Церкви, в частности, молитвы врачей (В. П. Филатов, В. Ф. Войно-Ясенецкий) о своих пациентах. «Возврат к корням», выход из тяжелого духовного кризиса, в котором находится современная медицина, безусловно, может произойти, но не на основе общих призывов и пропаганды, а в результате личных усилий каждого человека.

«Перемена ума» и изменение образа действий необходимо прежде всего медицинским работникам, работа которых (особенно у постели больного) должна быть служением, своего рода священнодействием, потому что служение больному Господом Иисусом Христом приравнено к служению Богу: «Я был болен, и вы посетили Меня... так как вы сделали это одному из всех братьев Моих меньших, то сделали Мне» — Скажет Он в день Суда (Мф. 25, 36, 40). Возвысить духовно и нравственно труд медработника — это и будет возвратом к корням, т. е. к утраченным христианским традициям русской медицины.

Душепопечение о больном — область весьма ответственной духовно-душевной работой, которой должны заниматься профессионалы, лучше всего священнослужители. Но условия современной жизни таковы, что этот идеал не может быть реализован, поэтому некоторую подготовительную работу могут и должны проводить родные и близкие больного. Цель этой работы — подготовить больного к встрече со священником. Весьма эффективно такой работой могут заниматься и верующие медицинские работники, и мы видим этому убедительные примеры.

Следует поддерживать в больном и развивать веру в Бога, пусть даже неопределенную, на уровне чувства, что в мире есть что-то святое, страх Божий, как осознание более или менее выраженной ответственности перед Богом и, наконец, признание бессмертия свой Души. Нужно в корне изменить отношение к умирающим людям, «трудящимся последним земным трудом», создать для них подобающую и достойную обстановку.

Следует возродить почитание чудотворных икон, особенно икон Божьей Матери: «Владимирская», «Смоленская», «Тихвинская», «Донская», «Избавительница». Закончить свое наставление я бы хотел словами молитвы врача: «...Очисти меня от духовной проказы и удостой со всеми благоугодившими Тебе святыми врачами прославлять милость Твою, Спасителю мой, и человеколюбие безначального Твоего Отца,-со Единосущным Тебе Пресвятым Духом, во веки веков.Аминь».