Медицинский отдел Казанской епархии РПЦ

Сайт создан по благословению Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия.

Телефон Доверия

8 (843) 253-40-35, понедельник-пятница, с 10.00 до 17.00
8 (843) 253-40-35
  Новости
  Библиотека
  
  
  
  
  
  
  
  
  Медицинский Отдел
  
  
  
  
  Помощь в больницах
  Опыт других Епархий
  
  
  
  
  
  Болезнь и Молитва
  Обзор СМИ

СПИД – не проклятие



Преосвященный Артемий (Кищенко), епископ Гродненский и ВолковысскийЭпидемии заразных болезней не раз посещали человечество. Многие воспринимали эти бедствия как кару Небесную за грехи. Но разве Бог, будучи любящим Отцом, может так наказывать своих детей? Да и все чаще СПИДом заболевают люди невиновные – младенцы от инфицированных родителей, больные, при самых невинных медицинских процедурах. В чем тут справедливость и замысел Божий - рассуждает епископ Гродненский и Волковысский Артемий

— Прежде, чем говорить об этом, надо постараться осмыслить, что такое «кара Божия». Нам порой присуща такая юридическая концепция западного богословия, когда мы представляем себе Бога-Судию, Который следит за нашей жизнью по уголовному кодексу. Как только мы отступили от закона — Он сразу старается нас наказать. Некоторые даже думают, что в этом и есть цель Его существования.

Безусловно, все это не так! Бог смерти не сотворил. Смерть пришла в мир как следствие потери единства человека и Бога как источника жизни. Заповеди Божии, данные в Священном Писании, это не запреты. Господь нам ничего не запрещает. Он нас предупреждает: вот это или то вредит вашему здоровью — имейте это в виду. Пища нужна человеку, но неправильное применение продуктов питания может привести к заболеванию. Поэтому: питайтесь, но не объедайтесь. Любая другая заповедь задумана так же. Ничто не должно нами обладать, как и говорит апостол: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6, 12). То есть человек должен оставаться свободной личностью. Если же закон жизни нарушается, то, безусловно, нарушается и структура человеческой личности: и духовная, и душевная, и телесная.

Поэтому любая болезнь - следствие нравственного падения человека, нарушения целостности его натуры, нарушения первозданного образа Божия в человеческой личности. И в какой-то степени это кара Божия. Но нельзя сказать, что Бог посылает ее нам. Бог ни на кого «не сыпет» никаких инфекций. Инфекция вырабатывается в нашей крови в результате нашего греховного образа жизни.

Человечество само породило все эти болезни. Посмотрите, как нарушается экология, как разрушается наша Земля. И это мы ее травим, уничтожаем. А каков был первозданный лик Земли? Медики говорят, что те библейские долгожители, которые упоминаются в Священном Писании — реально существовали. Тогда такое могло быть. А сейчас, когда изменилась экология, — все это отражается на человеке. И каждое твое грязное слово, грязный поступок, даже грязный помысел влияет на состояние всего мира.

Так же и СПИД — порождение человеческой деятельности, образа жизни человека, который потерял нравственную основу во Христе. То есть, нарушив закон жизни своими беззакониями, грехами, мы сами себя уничтожаем.

Внезапная, неисцелимая болезнь. Казалось бы, глупая случайность! Откуда, почему? Но болезнь не является проклятием. Это средство к исцелению, как и апостол пишет про одного христианина, которого после совершения преступления решил «предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа. (1 Кор. 5, 5). То есть любое наказание может быть средством к исцелению.

Вот мы приходим к врачу со своей болезнью - что делает врач? Да он просто издевается над нами! То лекарство какое-то горькое даст, то процедуры неприятные назначит, а то и операцию… Способы лечения бывают очень страшные и мучительные. Никакого удовольствия. Но мы не считаем, что это издевательство над нами и уничтожение нас. Напротив, это средства, которые помогают нам избавиться от болезни, которая нас по-настоящему уничтожает.

Поэтому можно сказать, что СПИД — это средство к исцелению человечества. Ведь часто человек, только когда заболевает, начинает думать: а как я жил, как я потерял свое здоровье? И часто после болезни думающие люди начинают менять свой образ жизни, чтобы хотя бы остаток жизни провести правильно.

Почему страдает праведник? Мы не можем ответить на этот вопрос. Как и Господь говорил, что никто не согрешил — ни отец, ни мать слепорожденного, «но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9, 3).

Философы, богословы, книжники, ревнители благочестия не поняли Христа, пришедшего в мир. А несчастный слепорожденный назвал Его Сыном Божиим. Все боялись назвать Иисуса Мессией, а он сказал: «Это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает» (Ин. 9, 30-31). И он стал исповедником, готов был потерять все, даже жизнь, но свидетельствовать о правде.

А парализованный? 38 лет он пролежал в болезни. По-человечески это страшно. Но благодаря этому, он стал таким верующим, что превзошел всех первосвященников Иерусалима, которые отринули Христа. За 38 лет болезни его духовный мир изменился. Он выстрадал свою веру, и поэтому смог увидеть Бога духовными очами.

Порой болезнь постигает невинного человека, но и она имеет какой-то смысл, который мы своим земным языком, основываясь на земных законах, объяснить не в состоянии. Может быть, такие люди пред Богом мученики и исповедники, потому что страдают и несут такой крест.

Но даже когда речь идет о людях, заболевших вследствие безнравственности, наркомании и т.п., осуждать их и презирать недопустимо. У нас в Церкви порой бывают аномалии: если человек хороший, поступает правильно, ведет благочестивый образ жизни, то его наши прихожане стараются испортить похвалой. Если же человек грешит, то нам очень хочется его «побить камнями». А нужно бы сделать все наоборот: тому, кто упал, сказать доброе слово, без всякой лести, внимание к нему проявить, какую-то сердечность. А к тому, кто живет правильно, быть более сдержанным в своей похвале и своем внимании, ведь похвала может принести непоправимый вред!

Церковь говорит: мы не должны ненавидеть человека, мы должны ненавидеть грех. Представьте: если врач начнет презирать больного за то, что он болеет! А каждый христианин — это своего рода врач. Христианин — значит Христов, он посланник Бога, апостол в этом мире. Через него мир должен увидеть Христа. Христос готов исцелить всех. А ты приходишь и словом своего осуждения бросаешь камень в человека, который уже пострадал.

Вообще, СПИД ничем не хуже других болезней, которые нас сегодня уничтожают. Посмотрите, сколько у нас физических недугов, психических расстройств, духовных болезней, на которые мы не обращаем должного внимания. Мы от больного СПИДом шарахаемся, как от огня, и не видим того, что внутренний «духовный СПИД» съел большую часть общества. Поэтому, прежде всего, мы всегда должны молиться - и за себя, и за ближних.

— Общество, светские СМИ видят спасение от СПИДа только в «безопасном» сексе, мол, делай что хочешь, только осторожно, применяя средства предохранения. Что же может предложить Церковь?

— Да, позиция СМИ - соблюдай гигиену — и не заболеешь. То есть здоровье — главное, а все остальное — второстепенное. А Церковь говорит: нет, первостепенное — нравственные законы. И никакое предохранение не сохранит тебя, если ты живешь безнравственно.

Другое дело, что в нашей жизни бывает так: один человек живет безнравственно, а его никакая болезнь не берет; другой вроде бы невиновен, а постоянно страдает. Об этом еще в ветхозаветные времена многострадальный Иов вопиял к Богу. И Антоний Великий об этом у Бога вопрошал, и Достоевский писал об этом…

Но ответа на этот вопрос нет. Это тайна Божия. А святые отцы молились так: Владыка, ты Сам, как знаешь, как ведаешь, так меня и спаси. Одному Господь дает испытание славой, здоровьем и деньгами — это, может, самое трудное испытание. А кто попроще — тому дается испытание болезнями, невзгодами, бедностью. Эти испытания гораздо легче перенести. А кто-то кроме бедности и болезни имеет еще какой-то особый крест. Но каждому дано по мере его духовных сил.

На Церковь сейчас возлагать большие надежды еще рановато, потому что мы сами все еще выходим из состояния реанимации. Мы еще свои внутренние проблемы не можем разрешить самостоятельно. А одновременно с этим помогать спасаться миру — очень сложно. Как говорится, «врач! исцели Самого Себя». Поэтому, прежде всего, надо подумать о смысле христианства, и о смысле нашей церковности. А вот когда Церковь окрепнет и будет играть большую, чем теперь, роль в обществе, тогда она сможет нести какие-то функции.

Но, не смотря на все эти трудности, Церковь старается везде — и в тюрьмах, и в больницах — вести какую-то посильную работу. Совершаются молебны за больных, за них молятся, они не отринуты Церковью, не отлучены от церковного общения, для них открыты двери храма. Они могут приступать к церковным Таинствам — Церковь не лишает их исцеляющей и врачующей благодати Божией, которая даруется нам через Таинства. Они в полноте церковной жизни. И, мне кажется, больше этого сделать невозможно.

Когда в городе, области реализуется некая социальная программа, то Церковь к ней, безусловно, может приобщиться и внести посильный вклад. Когда больные обращаются со своими проблемами к служителям Церкви, им всегда протягивают руку общения. И беседы со священником для укрепления веры заболевших, конечно же, многое могут дать. Но тянуть больных в храм насильно никто не будет. Ведь то же самое и с больницей: человек должен сам прийти туда. И тогда уже врач и медперсонал постараются уделить ему внимание.

По материалам сайта  "Милосердие.ru"