Медицинский отдел Казанской епархии РПЦ

Сайт создан по благословению Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия.

Телефон Доверия

8 (843) 253-40-35, понедельник-пятница, с 10.00 до 17.00
8 (843) 253-40-35
  Новости
  Библиотека
  
  
  
  
  
  
  
  
  Медицинский Отдел
  
  
  
  
  Помощь в больницах
  Опыт других Епархий
  
  
  
  
  
  Болезнь и Молитва
  Обзор СМИ

  • Схема изъятия органов у детей-доноров готова
  • Кокаин меняет активность генов
  • Миссионерский отдел Тульской епархии подготовил программу, нацеленную на борьбу с детским алкоголизмом  
  • Синдром отличника или от чего возникает детская гипертония?
  • Врачи рекомендуют включать в рацион рыбу хотя бы дважды в неделю
  • Что означают увеличившиеся лимфоузлы?
  • Российским детям необходима новая вакцина от опасных форм менингита
  • Капли от насморка: необычная зависимость
  • Отступать некуда, за нами – дети…
  • Обучающие передачи тормозят развитие детей младше двух лет

    Все материалы

  • "В Бога надо либо верить, либо не верить. Либо уповать на него, либо не уповать. А наполовину нельзя".

    22.09.2008

    18 сентября в день святой мученицы Раисы (Ираиды) Александрийской праздновала свой день Ангела заместитель главного врача по медицинской части Республиканской Клинической Больницы Гуслякова Раиса Петровна.

    26,79 Kb [360X480]Раиса Петровна - человек глубокой личной веры, выдающийся врач и настоящий подвижник здравоохранения. В течение 25 последних лет она несет бремя тяжелейшего труда в главной больнице нашей Республики на должности заместителя главного врача. Но многим жителям Казани и Татарстана Раиса Петровна знакома не как администратор, а как заботливый врач и сострадательный человек.

    Сколько священнослужителей нашей епархии, в своих трудах пренебрегавшие своим здоровьем и промыслом Божиим попавшие в РКБ, соприкоснулись с заботливым и любящим сердцем этого человека ... Оттого то, как шутят друзья Раисы Петровны, и продлевает Бог ее человеческое и профессиональное долголетие, что стольких молитвенников и ходатаев о своей душе приобрела она своими трудами и любовью.

    Совсем недавно Раису Петровну нашла и светская награда. Указом президента 43,86 Kb [326X450]Татарстана Раиса Петровна была награждена Орденом "За заслуги перед Отечеством".

    Мы посетили Раису Петровну в ее кабинете в день ее именин.

    - Раиса Петровна, поздравляем Вас с днем Вашего Ангела и со столь высокой государственной наградой. Мы хотели бы задать Вам несколько вопросов о проблеме сочетания самых важных сфер жизни - медицины и религии.

    - Как будут проходить религиозные обряды в больнице, после того, как будет подписано всеми ожидаемое Соглашение о сотрудничестве между Министерством Здравоохранения РТ и традиционными религиями в Татарстане, православием и исламом?

    - Обряды в больнице уже совершаются. Больные сами просят пригласить священника. Священник приходит к ним, напутствует Святыми Тайнами, они причащаются, исповедуются, молятся.. Сколько раз приходил мулла. Я никому не мешаю.

    - Насколько эта ситуация, по-Вашему, удовлетворяет нормам санитарии?

    - Мы стараемся сделать так, что, положим, если есть отдельная комната, выводим больного в эту комнату, чтобы никто не мешал совершению обряда. У нас даже обряд крещения проходил недавно. Больной перед сложной операцией просил принять Святое Крещение. Ему было уже за 60 лет, и предстояла очень тяжелая операция. В жизни человека наступает момент, когда он вспоминает о Боге, когда ему бывает тяжело, и когда у него нет другой защиты. Сказано же, что «отец и мать оставят меня, только Ты меня не оставишь». Вот и человек этот.…

    Крестили этого больного в палате на девятом этаже, так, как, наверное, совершали крещение христиане в древней Церкви. У нас даже купель была такая же, как у ранних христиан, но мы все-таки совершили этот обряд. И палата была похожа на древние катакомбы. Потому что его отпустить из больницы нельзя было. У него в любой момент мог лопнуть сосуд, и это могло привести к внезапной смерти. Он остался жив. Сейчас очень счастлив, он хороший человек. Мы его хорошо прооперировали, хотя операция была сложнейшая.

    - То есть сейчас в РКБ это общепринятая практика?

    - Это практика общепринята. У нас, единственное, чего не хватает, это комнат, стационарных комнат для священнослужения. А так у нас контакт со священнослужителями достаточно хороший. Вот муфтию Гусману хазрату в нашей больнице оказывалась медицинская помощь. После выписки он подарил всей больнице Коран достаточно редкого издания.

    - Раиса Петровна, у Вас громадный медицинский опыт, прежде всего, медицинского администрирования. Вы видели, наверное, на своем веку десятки, а может и сотни тысяч больных. Наверное, не всегда настроение больного способствует выздоровлению. Например, если больной раздражен…

    - В таких ситуациях больным помогает врач-психотерапевт. Он, конечно, стоит на чисто материалистических позициях. Некоторые больные постоянно ищут у него не только утешения, но и лечебную помощь. Возможно, если бы здесь были служители культа, ряд больных пошел бы к ним. Потому что ведь человек часто болеет не оттого, что у него болит какой-то орган.

    Он болеет оттого, что у него болит душа, и есть греховное состояние, мне так кажется. И когда он разберется в себе при помощи священника или муллы, когда он поймет, что это происходит от того, что он, положим, возложил на себя непосильный груз забот, или, может быть, он чревоугодлив, или у него вообще нет покаянного состояния души, нет анализа своей жизни. А когда его направят на этот путь, возможно, многие его болезни уйдут.

    Многие больные сами ищут священника. Они ко мне часто приходят, просят: «разрешите, придите, помогите», и мы никогда не запрещаем.

    - То есть Вы предполагаете, что если в больнице присутствует какой-нибудь постоянный духовный элемент, постоянное духовное служение, то сама терапия может стать иной?

    - Вообще я сторонница того, что давно пора менять философские концепции в медицине и уходить от голого материализма, на котором она пока зиждется. Наверное, этот вопрос не моего уровня решения, но, тем не менее, его уже нужно продумывать, осмысливать, развивать, потому что это будет более глубокое понимание физиологического процесса у больного. У нас же сейчас медицина чаще всего носит характер специализированный, когда человек воспринимается не целиком, а воспринимается по органам. А если мы будем лечить не только тело, но душу, я уже не говорю о духе, то, будет еще лучше.

    53,06 Kb [640X480]- Что если врач сам будет иметь живую веру?

    - Достоевский, по-моему, сказал, что «человеку без веры нельзя». Если он даже не верит в Бога, он все равно верит, что Бога нет. Вот я еще раз хочу сказать, что надо менять философские концепции, тогда будет стоять вопрос и о воцерковлении врача. Врач оказывает медицинскую и сострадательную помощь больному. Он всё равно использует свои духовные качества, а это уже элемент воцерковления.

    Человек ведь должен знать, что у него есть какая-то защита. Вот раньше в медицине было понятие «патерналистские отношения». Патерналистские от слова pater – отец, «отец и чадо», а не «врач - пациент». Для больного врач был отец родной. И для врача это был ребенок, которому он отдавал себя целиком. Это были доверительные отношения. А сейчас эти отношения изменились на партнерские.

    Врач и пациент сегодня – это партнеры. А партнерские отношения не предусматривают совестливое отношение. Считается, что должны быть такие отношения. А врача, особенно в нашей отечественной медицинской школе готовили к тому, что отношения к пациенту будут именно патерналистские, так формировали наше мировоззрение.

    - Раиса Петровна, все-таки бремя врача – это изнурительный труд. Вера помогает Вам нести этот врачебныйкрест ?

    - Когда врач верует, у него появляется какая-то мудрость в осмыслении каждой врачебной ситуации: «Почему это сделано?», а потом большое чувство радости, когда получаешь желаемый результат. Не только операция, но и сам диагностический процесс очень сложен. Это ведь постоянно нужно думать о больном. У меня, например, был такой случай, когда умирал очень тяжелый больной в реанимации. Вся клиника сбилась с ног, и все искали, что же болит у этого больного.

    Смотрели профессора, наши доктора, и не было решения проблемы. А среди ночи я вижу сон: «А ты подумала о болезни Гейнбара?», - это полиневрит. Подумала. Я прибежала утром на работу и говорю профессору про полиневрит. И мы действительно вышли на этот диагноз.

    Это о чем говорит, - что я очень глубоко вошла в этого больного, что у меня мозг не отдыхал даже ночью. Я о нем думала, анализировала, в общем-то, как Дмитрий Иванович Менделеев открыл во сне, так же и тут вот.

    - То есть Вы так сопереживаете больному?

    - Конечно. А нельзя не сопереживать больному, иначе ничего не получается. Сколько знаю по опыту, что если больного тянешь всей душой и всеми силами – все получается. А когда думаешь: « Все правильно», вот себя упрекнуть не в чем, но вот нет этого соприкосновения душ и сердец – тогда не получается.

    - Когда Вы впервые в жизни поняли, что жить без Бога нельзя?

    - В Бога надо либо верить, либо не верить. Либо уповать на него, либо не уповать. А наполовину нельзя. Рано или поздно начинаешь это понимать.

    Бог, во всяком случае, никогда не оставляет. Он всегда приходит тогда, когда человеку бывает тяжело. Может быть, человек начинает понимать, что здесь есть Божий Промысел?..

    Вот и в моей жизни: у меня очень рано умер отец. Я родилась в 1946 году, а он умер в 1951. Как-то после его смерти играю я с девчонками на улице возле дома. И вижу я как по небу идет красивая-красивая женщина в красных одеждах, босая. Я кричу: «Девчонки, девчонки, глядите, глядите!» Но никто кроме меня, ничего не видел.

    Мне кажется, Она меня взяла под защиту. Она была просто неземной красоты. Она вроде и далеко была, и в то же время близко. Вот такие мои детские ощущения были. Я долго искала этот образ и где-то встретила икону Божьей Матери «Огневидная». Вот это и была та Божия Матерь, которая шла по небесам.

    - Врач сильно утомляется, а если у него есть вера, он молится, всё легче происходит?

    - Безусловно.

    - Не так сильно раздражается?

    - Конечно. У меня в кабинете висят иконы. Икону Спасителя мне подарил о. Игорь Цветков из церкви Ярославских чудотворцев. У него была очень трудная ситуация, мы прошли ее, и вот он подарил мне икону Спасителя. Когда мне бывает очень трудно, я посмотрю туда и скажу: «Господи, помоги Ты мне!» И всё равно Господь как-то помогает. А когда есть вера, то Господь устраивает, по-моему, жизнь так, что встречаются хорошие люди, которые тебе помогут разрешить какую-то удивительную ситуацию. Он посылает вот этих людей. Это все происходит не из-за того, что ты ищешь их, а потому, что Он тебе посылает их. И как-то начинается такой уже общий процесс, и ты уже остаешься не один на один со своей проблемой, я в этом глубоко уверена.

    - В законе «О здравоохранении» право больных на духовное окормление, к сожалению, не везде реализуется….

    - В статье 30 « Права пациента» сказано, что «Допуск к больному священнослужителя в больничном учреждении на предоставление условий для отправления религиозных обрядов возможен, в том числе, на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения». Конечно, в операционную священника допустить нельзя, потому что там есть свой распорядок. Но в реанимацию священники приходят, потому что больные просят. Они ведь иногда там уже уходят в другую жизнь, где есть только Бог, и Его мир.

    Ведь мы практически не знаем, мы живущие, переживания человека, который прощается с жизнью. Мы у этой черты не стояли. Мы можем судить об этом состоянии лишь поверхностно.

    В нашей больнице лежал Боровиков Герман Сергеевич. Этот человек строил замечательный храм в Алексеевском, он начинал его строить. Когда он здесь у нас умирал, к нему в эту ночь приехал священник, и он его отправлял в тот путь. Он был очень воцерковленным человеком, хотя занимал очень большую должность и был достаточно финансово-независимым. Священник как раз был его духовником.… Это и облегчило его переход в другую жизнь.

    - Раиса Петровна, можно ли говорить сегодня, что нашу медицину, имеющую патерналистское наследие и христианские корни, не коснется рационализация и прагматизм Запада? Сохранится ли она в России?

    - «Русский человек не может быть не православным», - говорил Достоевский. Вот пока будет православие, будет сохраняться вот это все. Уйдем мы на другие позиции духовного развития – все тут же исчезнет.

    - Положим, если бы была на то наша воля, какие бы формы сотрудничества церкви и здравоохранения Вы бы хотели видеть?

    - Была бы на то Воля Божья, я бы открыла при монастырях лечебницы, потому что там большое количество людей нуждается и медицинском окормлении. Но я бы построила больницы и при мечетях. Я назначила бы в таких больницах врачей, которые проповедуют данную религию и не просто дилетантов религиозных, а чтобы они были людьми грамотными. При больницах я бы выделила комнаты для совершения религиозных обрядов, на первых порах. Были бы храмы – вообще было бы отлично! Мне вот очень понравилась в МКДЦ часовня во имя святого Пантелеимона. «Мать оставит, отец оставит, только Господь не оставит», - говорит Христс. Куда еще идти за утешением? Не к соседу же. Ну, он поправит тебе подушку? Дальше что? А дальше ничего. Только Господь.

    - А при Вашей больнице были попытки создать постоянные места для молитвы и для христиан, и для мусульман?

    - Была такая мечта, в прошлом году даже больные выходили с письмом, больные сами здесь собирали подписи. Отправили письмо. Но пока этотвопрос не решается. Хотели здесь часовню на территории больницы строить.

    Перед болезнью все несчастны: и православные и мусульмане. И если больному вера принесет облегчение, - Слава Богу! Им, больным, всем страшно. Они все ищут опору. Найдут ли они опору в боге – Слава Богу! Найдут в медицине – тоже хорошо.

    - Что еще можно было бы сделать тогда, если бы священник постоянно находился здесь, в больнице?

    - Будущим врачам необходимо давать информацию по вопросам медицинского права, точно так же необходимо проводить какое-то религиозное воспитание, не одних врачей, но и медицинских работников. Врачи с больными бывают меньше, чем медсестры. Если медсестра воцерковлена, она больному значительно облегчает его пребывание в больнице. Сколько раз бывают жалобы, и приходят больные только оттого, что нет контакта, нет взаимопонимания с врачом, а принципиальных вопросов терапии нет. Только врач, пациент и их взаимное общение.

    Врач – служитель отечеству и Богу, он интеллигент в высшем смысле слова. А сейчас понятия родины, отечества мельчают. И опять-таки в интеллигентском сословии.

    А человек, - он ищет Бога, особенно, сейчас. Потому что было время, когда религией заниматься нельзя было, нельзя было открыто жить своей верой. Но все же религиозные семьи сохранили веру в Бога, и, может, одно-два поколения прошли невоцерковленными, остальные-то все равно идут. Тем более сейчас идет такое прекрасное время, когда Бог вернул нам наши храмы. Все равно, все восстановится. Сострадательное направление медицины должно быть. - То есть терапия идет, а больному просто плохо?

    - Да, да. Потому что нет любви. А будет любовь – все будет. Надо больного любить, и тогда он ответит тем же. Он приходит уже с израненной обстоятельствами жизнью. Ему кажется, что он приходит сюда, в больницу, и здесь будет оазис счастья. А его нет.

    Потому что люди, работающие в больнице, они точно так же поражены общественными болезнями и страданиями. Если не заниматься, не формировать у врача сознание связи с Богом, то у больных наступает разочарование. Они часто не видят во враче того, кто им сострадает. А без веры это так.

    - Спаси Бог.

    Беседовали протоиерей Роман Модин и Дениза Горбылева

    Материалы по теме:

    София Сайганова. "Врач от Бога", статья в газете "Время и деньги" от 15.12.2004



    Внимание!
    При использовании материалов просьба указывать ссылку:
    «Медицинский отдел Казанской епархии РПЦ»,
    а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.pravoslavie-med.ru

    Все новости раздела





    Другие новости раздела:
    25.02.2011Сотрудники медицинского отдела Казанской епархии РПЦ приняли участие в Рождественских чтениях
    17.02.2011Центру поддержки материнства требуются психологи и соц.работники
    17.02.201112 февраля в Успенском соборе Свято-Успенского Зилантового женского монастыря прошел молебен о начале нового дела
    27.12.201022 декабря 2010 г в концертном зале "Пушкинский" в Москве состоялся Первый Всероссийский родительский форум "Спасем семью- спасём Россию!"
    29.10.2010В субботу 23 октября прошло собрание Медицинского отдела Казанской Епархии

    Все новости раздела